Как оживить отельно-ресторанный бизнес Украины

22.06.2020

разработка сайтов jumptoweb.net

22.06.2020 adminka

Инна Ковальчук, руководитель Киевского публичного агентства коммуникаций/PR, специально для Ukraine.ua.

Рестораны, кафе и весь прочий развлекательный сектор Киева закрылись на период карантина.
Отсчет нужно вести с 11 марта.

С 12 мая правительство ослабляет режим: разрешен кофе навынос, откроются парикмахерские и салоны красоты, мелкие ларьки и непродовольственные магазины.

Полное снятие карантина ожидается 22 мая, хотя его могут и продлить

В столице Украины больше всех пострадали туристический бизнес, общепит и увеселительная сфера. Как жить дальше, в интервью изданию Украина.ua поведала независимый PR-специалист, руководитель Киевского публичного агентства коммуникаций/PR Инна Ковальчук.

Инна, какие действия депутатов и исполнительной власти могли бы сейчас помочь киевскому и всему украинскому общепиту?

— Все рестораны очень ждут, что на законодательном уровне власть предусмотрит возможность работы летних террас, что позволит многим держаться на плаву до полноценного открытия. В противном случае они закроются. Ведь правительство разработало 5-этапный план по ослаблению карантина, а затем и окончательному снятию ограничений. В этом плане открытие самих ресторанов — одна из последних мер.

Для гостиниц какие условия оказались бы спасительными?

— На туристическом рынке Киева добрая часть корпоративных клиентов — это украинцы. Ввиду остановки экономики количество передвижений сводится на нет, но это не значит, что они не возобновятся после карантина.

В связи с этим я считаю необходимым учредить программу развития туристической отрасли: снизить НДС на номерной фонд, отменить туристические сборы и освободить от уплаты налогов при инвестировании в страну. Далее, в такой сложный период нужно разработать госпрограмму предоставления государственного заказа для людей на карантине по специальному тарифу.

Представители HoReCa говорят, что на это время что-то может поменяться в обслуживании, но они пока не знают, что.

— Правительству в этом контексте надо уточнить временные стандарты на период пандемии: если у ресторанов открываются летние террасы, то как персонал теперь должен работать, какие будут нормы по рассадке посетителей.

Все это касается и отелей, ведь там есть шведская линия (грубо говоря, конструкция «шведского стола». — Ред.). Несмотря на то, что мы не говорим о загрузках гостиниц — туризм провалился на полгода и осуществляться будут разве что внутренние турпоездки — нужно знать, будет ли шведская линия и как, опять же, рассаживать гостей. Например, ее запретили в Турции. Если у нас ее не позволят, тогда это будет рум-сервис (обслуживание в номерах. — Ред.) или заказы по меню.

Пока эта область бизнеса действует, так сказать, наобум и с закрытыми глазами?

— От государства должна быть четкая инструкция. Пока ее нет, большинство отелей такие инструкции создают самостоятельно. Но это неправильно. Потому что, допустим, если есть универсальный протокол по лечению COVID-19, то такой же протокол должен быть и по работе бизнеса в эти дни и месяцы. Это важно с точки зрения безопасности, да и предприниматели должны знать, как вести свое дело.

Станут ли рестораторы и владельцы кофеен поднимать цены на чашку кофе и будут ли акции на блюда?

— Прогнозировать ценообразование сейчас сложно. Что же до акций на блюда, то многие полноформатные заведения будут, скорее всего, максимально оптимизировать меню. Я знаю, что некоторые рестораны из 15 страниц меню оставят одну страницу. То есть это будет сезонное меню до конца августа — середины сентября, чтобы разгрузить кухню и, соответственно, привлекать меньше персонала для работы. Будут акции и специальные часы. Предложения будут придумывать маркетологи и креативщики.

«Разгрузить кухню» — это избавиться от лишних продуктов?

—  К сожалению, за этот период очень много продуктов испортилось, их пришлось выбросить, так как рестораны в основном не держат их в заморозке. В таком случае оптимизация кухни — вполне правильный подход.

Что же будет с персоналом? Можно ли будет к осени вернуть часть временно отправленных в неоплачиваемый отпуск или уволенных наемных сотрудников?

—  Что в ресторанах, что в отелях сокращение штата на 40-50% уже произошло. Стоит сказать, что в таких ситуациях сокращают линейный персонал — официанты, уборщики и другие рабочие руки — а менеджмент трогают очень редко. В ресторанном бизнесе летом очень тяжело найти персонал, так как в это время люди выезжают куда-то на заработки. К примеру, в Одессу. В этом же году такой проблемы с персоналом не будет, он будет оптимизирован.

Однако с сентября-октября, если не будет никаких других вспышек болезни, объемы будут увеличиваться, и заведения начнут возвращаться к нормальной жизни. Тогда простых сотрудников доберут.

В гостиницах в этом плане история другая. Все зависит от компетенции руководства. Сегодня я все чаще сталкиваюсь с тем, что начинают сокращать именно нужный персонал, который активно занимается продажами услуг. Хотя с октября, когда хотя бы частично должно все выровняться, снова понадобятся эти кадры для продажи и продвижения продукта. И тогда расход на таких специалистов в разы увеличится.

У многих отсутствует понимание антикризисных мер. Сократили, сэкономили? Окей, но потом снова нужно набирать людей, и не кого попало, а профессионалов. Тогда как правильная стратегия оптимизации — это, скажем, упрощенный график работы, поочередный выход, дежурства и так далее. Да, зарплата на это время уменьшается, но рабочее место сохраняется и вскоре заработная плата выходит на прежний уровень.

Возвратимся к запретам и послаблениям. Кофейням уже разрешили продавать кофе навынос, хотя они это делали вопреки запрету.

— Вы правы, однако, если маленькие кофейни и так выносили сваренный кофе, неясно, что же Кабмин им «облегчил». Хотя тем, у кого есть летние террасы, стало легче. Человек может заказать себе этот напиток и спокойно им насладиться за столиком.

Плюс утвердили нормы по дезинфекции: ношение масок, перчаток и прочее. Кафе-рестораны будут в этом смысле выжимать по максимуму. С одной стороны, это правильно, это же безопасность. С другой же — это дополнительные расходы для тех же рестораторов на приобретение дезинфекторов, спецсредств и привлечение специалистов, которые проводят очистку помещений. Хотя государство должно бесплатно обеспечить общепит, отели и ивент-индустрию, которые больше всего пострадали от коронакризиса, всем этим.

Вы указали, каким конкретно образом могут помочь чиновники отрасли. Как вы думаете, хотя бы часть требуемых норм утвердят?

—  Государство должно освободить этот бизнес от уплаты налогов. В этот список я бы включила пункт про освобождение от уплаты ЖКУ. Потому что первое время бизнесу объективно нечем будет платить по счетам, неоткуда брать деньги.

Ну и программа поддержки турбизнеса, я знаю, уже разрабатывается. Пока туда включены нормы по безопасности. Но опять-таки, для соблюдения безопасности бизнесу требуются дополнительные средства: на закупку дезинфицирующих средств, на привлечение компаний, которые занимаются дезинфекцией.

Для гостиниц будет действовать норма по загрузке, а свыше 50% отелей не смогут заполняться. Это уже ограничение, потеря прибыли. Если государство пойдет навстречу по этим требованиям, а также выдаст бесплатно дезинфекторы и средства защиты предпринимателям — это и будет реальная поддержка бизнеса.

Но это из области фантастики. Исходя из суммарного опыта за все годы независимости страны, бизнесу, кроме как на себя, надеяться не на кого.

Contact

Зачем мне заполнять бриф?

Качество результата напрямую зависит от понимания потребностей своего бизнеса,
2 минуты и вы у цели.

Какой будет результат?

Многие эксперты по маркетингу любят усложнять, наша задача — превратить сложное в простое.

Сколько это стоит?

Дорого, поэтому арифметика простая, тарификация прозрачна. Все бюджеты будут расписаны под конкретный запрос.

ЗВОНИТЕ: (063) 185 37 24

ikovalchyk@agency.kiev.ua

Contact

разработка сайтов jumptoweb.net